© Юлия Глек, перевод и примечания, 2011.

 

 

ЧАРЛЬЗ АСТОР БРИСТЕД

CHARLES ASTOR BRISTED

 

 

ПЯТЬ ЛЕТ В АНГЛИЙСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

FIVE YEARS IN AN ENGLISH UNIVERSITY

 

(Избранные главы)

 

 

Перевод и примечания Юлии Глек

Оригинал здесь http://www.archive.org/details/fiveyearsinengli00brisuoft

 

 

Оглавление

 

 

Глава 3

Первое знакомство с жизнью колледжа

 

 

Первое, что должен как следует уяснить себе американский читатель, это то, что колледжи являются отдельными и независимыми корпорациями. У них разные фонды, то есть финансируются они из разных источников; у них разные должностные лица, и предметы, по которым читаются лекции, тоже разные, хотя общее сходство всё же имеется; даже мантии и те различаются. Конфедерация этих независимых корпораций и представляет собой университет, а его взаимоотношения с отдельными колледжами можно сравнить с взаимоотношениями нашего федерального правительства с отдельными штатами, с той, впрочем, исторической разницей, что колледжи начали своё существование уже после основания университета. Как правило, единственное, в чём студент практически соприкасается с университетом в его корпоративной ипостаси (если только он не буян, потому что тогда ему придётся иметь дело с проктором (Proctor))*, – это Предварительный экзамен, так называемый Little-Go, и последний экзамен на степень бакалавра с отличием или без. Робинсон из Тринити может три года проучиться в университете вместе с Брауном из Корпус Кристи и ни разу с ним не столкнуться, и даже не узнать о его существовании вплоть до последних длинных каникул, когда он будет в поте лица своего вкалывать с репетитором, готовясь к Классическому Трайпосу (Classical Tripos)**, и однажды услышит на винной вечеринке, что «с Беннеди занимается один из Корпуса, который, вероятно, окажется в первой пятёрке». И вот тут-то Браун впервые начнёт для него существовать.

 

* проктор – одно из высших должностных лиц университета, которое отвечает за порядок и дисциплину. Фактически проктор – это глава университетской полиции.

** Классический Трайпос – экзамен на степень с отличием по классической филологии (выпускной).

 

Итак, когда мальчик или, вернее сказать, молодой человек, в возрасте восемнадцати-девятнадцати лет оканчивает свою школу, частную или публичную*, и отправляется в университет, то он волей-неволей отправляется в какой-то определённый колледж, и первое академическое должностное лицо, с которым он знакомится при нормальном порядке вещей, это его наставник от колледжа – College Tutor. Обычно это джентльмен, получивший степень с высоким отличием по классической филологии или по математике, и одной из его обязанностей является, естественно, чтение лекций. Только вы можете быть уверены, что если он имеет склонность к математике, то его не поставят читать лекции по филологии или наоборот, как это бывало у нас в Йеле. Но это ни в коем случае не все его обязанности и даже не основная их часть. Он является посредником во всех финансовых отношениях студентов с колледжем. Каждый триместр он посылает им счета и получает деньги через своего банкира. Более того, он принимает счета от всех их поставщиков и также их оплачивает. Далее, он ведает распределением комнат в колледже и назначает, кому какие достанутся. Не следует думать, что один человек может справиться со всей этой работой в таком большом колледже, как, например, Тринити, где насчитывается около четырёх сотен студентов. В крупном колледже обыкновенно два наставника, а в Тринити – три, и всех студентов делят между ними поровну независимо от года обучения, то есть от курса. Распределяемые комнаты делятся между ними подобным же образом. Предполагается, что наставник находится in loco parentis**, но, поскольку порой под его началом бывает более сотни молодых людей, он не может выполнять свои обязанности в этом качестве особенно тщательно, да обычно от него этого и не ждут.

 

* о публичных школах см. главу 22 «Посещение Итона. Английские публичные школы».

** in loco parentis (лат.) – вместо родителя, на месте родителя.

 

Так вот, к своему наставнику от колледжа вы идёте в октябре. Ваше имя было внесено в списки ещё в июле. Моё не было, потому что я иностранец, но это простая формальность. Для окончательного принятия вас в колледж вы должны сдать экзамен. Во многих колледжах это тоже чуть больше, чем простая формальность, и любой магистр гуманитарных наук обладает полномочиями принять кандидата. Но в Тринити сдаётся настоящий экзамен, хотя нужно признать, что уровень требований не особенно высок. Кандидаты на поступление в колледж экзаменуются по первой книге «Илиады», первой книге «Энеиды», какой-нибудь лёгкой греческой и латинской прозе, арифметике, основам алгебры, двум книгам Евклида и «Естественной теологии» Пэйли*. Любой соответствующий требованиям второго года обучения в Йеле сдаст этот экзамен без особого труда. Кандидаты обычно хорошо подготовлены, а экзаменаторы снисходительны: из ста тридцати или даже более претендентов отказы редко получают более четырёх-пяти человек. Основной принцип таков: «Брать всех, а если они не будут справляться, это их забота». Таким манером сберегаются вступительные взносы, которые в противном случае были бы потеряны. По приблизительной оценке, из ста двадцати человек, которые ежегодно поступают в Тринити, более двадцати отсеиваются к началу второго курса. Этот вступительный экзамен – единственный, и, каковы бы ни были ваши познания, поступить, минуя первый курс, невозможно. Исключение составляют только мигранты из Оксфорда, которым засчитываются их оксфордские триместры, и они могут поступить сразу на второй или на третий курс. Обычно вступительные экзамены принимают декан (Dean)** и главный преподаватель (Head Lecturer). Когда через несколько дней после начала триместра я к ним явился, последний был занят какими-то другими делами. Поэтому мне сказали, что мой экзамен по классической филологии придётся отложить до более удобного момента, а пока что старший декан один примет у меня математическую часть экзамена. Вот чего мне не хотелось, так именно этого, потому что за последние два года я в буквальном смысле не открывал ни одной книги по математике. Я надеялся, что на общем экзамене меня вывезет моя «классика», а теперь мне сразу пришлось сдавать то, в чём я слабее всего. Однако делать было нечего, и на следующее утро я отправился в комнаты декана, где три или четыре часа кряду строчил квадратные уравнения и pons asinorum***, посредством ἀνάμνησις****, как говорят в Кембридже в тех случаях, когда вам приходится делать нечто такое, что вы учили так давно, что вам кажется, будто это было на другом этапе вашего существования. Ещё не прошло и года с тех пор, как я читал Пэйли, и свою работу я завершил тщательно сделанным рисунком человеческого глаза. Так или иначе, я сделал почти всё и вышел оттуда в гораздо лучшем настроении, чем вошёл. Впрочем, мне в любом случае не следовало волноваться, потому что доны всегда готовы облегчить поступление феллоу-коммонерам (Fellow-Commoner), а я по совету декана записался именно в этот класс студентов. Эти феллоу-коммонеры – «молодые люди, обладающие состоянием», как величают их «Кембриджский календарь» и «Кембриджский гид», которым в обмен на то, что они вносят за всё двойную плату, дарованы привилегии сидеть в холле за столом членов колледжа и на их местах в часовне; носить мантию, отделанную золотым или серебряным галуном, и бархатную академическую шляпу с металлической кисточкой; право на первоочередной выбор комнат и, как обычно и не без оснований считается, возможность безнаказанно посещать меньше служб в часовне, чем остальные студенты. К ним относятся и Достопочтенные (Honorables) – младшие сыновья титулованных особ, только они носят не бархатную академическую шляпу, а обычную, и поэтому в просторечии обычно именуются «шляпными феллоу-коммонерами» (Hat Fellow-Commoners). Собственно титулованные студенты (Noblemen), т.е. старшие сыновья (в Кембридже их немного, Оксфорд привлекает их больше), носят простую чёрную шёлковую мантию и шляпу магистра, кроме праздничных дней и торжественных случаев, когда они выступают в мантиях ещё более вычурных, чем у феллоу-коммонеров. Феллоу-коммонеру со скромными привычками (а будучи им, придерживаться таких привычек непросто) требуется 500 фунтов в год, а для большинства из них и 800 не слишком много. Я попробовал жить в этом качестве на 400, отчасти по невежеству, отчасти по нашей американской привычке бросаться очертя голову во что угодно, положившись на Провидение*****. Не стоит удивляться, что по прошествии семи месяцев я обнаружил, что задолжал тысячу долларов. Расходы, неизбежные для студента этого класса, настолько велики, не говоря уже о том, что он подвергается куда более сильному искушению тратить лишнее, что даже старшие сыновья титулованных особ иногда поступают как «пенсионеры» (Pensioners)******, а для младших это дело обычное.

 

* Пэйли (William Paley, 1743 – 1805) – британский философ, апологет христианства. Защищал идею разумного замысла, который лежит в основе природы. В книге «Естественная теология» (1802 г.) высказал идею о том, что, как существование сложного часового механизма предполагает существование часовщика, так организованность и целесообразность, которые царят в природе, доказывают существование творца – Бога.

** декан – в кембриджских и оксфордских колледжах деканом, как правило, называется должностное лицо, ответственное за порядок и дисциплину внутри колледжа – посещение лекций, часовни, соблюдение правил внутреннего распорядка.

*** pons asinorum (лат.) – мост для ослов. Так ещё со времён средневековья называли пятое суждение Евклида, сформулированное в первой книге «Начал»: углы у основания равнобедренного треугольника равны. Доказательство этого служило первой серьёзной проверкой интеллекта, дальше которой «ослы» не проходили.

**** ἀνάμνησις (др.-греч.) – воспоминание.

***** Мне рекомендовали поступить в качестве феллоу-коммонера, потому что это открыло бы для меня общество членов колледжа и более старших студентов, в чём заключается единственное преимущество этого положения (прим. автора).

****** наименование «пенсионеры» по отношению к студентам на первый взгляд выглядит странно. Но если разобраться, всё вполне логично: пенсия – это пособие, а кембриджские колледжи в Средние века основывались как благотворительные заведения, предоставляющие неимущим школярам стол и крышу над головой. То есть, их целью было именно предоставление пособия, а получающих его вполне можно было назвать «пенсионерами».

 

 

Феллоу-коммонер

Раскрашенная вручную гравюра на меди Джона Сэмюэла Эйгара (John Samuel Agar, 1770 – 1858) по рисунку Томаса Ювинза (Thomas Uwins, 1782–1857) из книги Рудольфа Аккерманна (Rudolph Ackermann, 1764 – 1834)  «История Кембриджского университета»..

1814 г.

Иллюстрация с сайта Sanders of Oxford

http://www.sandersofoxford.com/describe?id=23579

 

«Пенсионер» – это наименование, которое носит основная масса студентов. «Сайзар» (Sizar) соответствует бенефициарию в американских колледжах. Они получают материальную помощь от колледжа и бесплатно обедают после членов колледжа остатками с их стола*. В былые времена они прислуживали членам колледжа за столом, но этот обычай давно упразднён. Сходный обычай до сих пор существует в некоторых наших учебных заведениях.

 

* Эти «остатки» следует понимать в очень широком смысле, «сайзарам» всегда достаются свежие овощи, а часто – пироги и пудинги (прим. автора).

 

Благополучно сдавшего экзамен первокурсника в первый раз ведёт к нему в комнаты «джип» (gyp), которого обычно ему рекомендует наставник. Этот «джип» (от γύψ – «стервятник», по-видимому, сначала это была кличка, но теперь это единственное наименование людей этого класса) – слуга в колледже, который прислуживает нескольким студентам, часто числом до двадцати, будит их по утрам, чистит щёткой их одежду, относит для них пакеты и те причудливо свёрнутые записочки, которые они постоянно пишут друг другу, прислуживает в качестве официанта на их вечеринках и т.п. Чистка обуви в его обязанности не входит, для этого в колледже есть целая бригада чистильщиков. Обычно новичок обнаруживает, что его квартира уже меблирована, поскольку существует обычай покупать мебель своего предшественника после оценки её обойщиком колледжа за сумму, которую тот назначит, а потом уже вносить такие изменения или дополнения, какие требуют удобство или фантазия нового жильца. Поэтому обычно мебель и отделка комнаты меняется не вся сразу, а постепенно, от случая к случаю. Внешний вид квартиры студента отнюдь не роскошен, но вполне комфортабелен. В ней имеется и диван, и мягкие подушки, и нужное количество кресел, и в целом всё это выглядит гораздо более респектабельно, чем комнаты наших студентов. Обычно пятьдесят фунтов – не слишком высокая цена за меблировку. Но новый жилец обнаруживает один существенный недостаток. Вся стеклянная, фарфоровая и глиняная посуда его предшественника становится по обычаю, существующему с незапамятных времён, собственностью уборщицы (bed-maker)*. Таким образом, первейшее дело нашего первокурсника – обеспечить себя (обычно под руководством «джипа») чайным сервизом и тому подобными необходимыми вещами, среди которых обращает на себя внимание большое количество графинов и стаканов для вина. Американский студент не может не удивляться тому, что покупку подобных предметов ему, фактически, рекомендует сам колледж. И это лишь малая толика того, что ему ещё предстоит узнать.

 

* уборщица (bed-maker) – букв. «застилальщица постели». Иногда студенты просто выкупали у неё посуду обратно вместо того, чтобы покупать новую.

 

Уборщицами называют женщин, которые поддерживают порядок в комнатах; обычно на каждую лестницу, то есть на восемь комнат, приходится по одной. По понятным причинам их выбирают из тех представительниц прекрасного пола, которые давно уже вышли из возраста, в котором могли обладать какой-то личной привлекательностью. Первое, о чём сообщает вам ваша уборщица, это то, что если когда-нибудь окажется, что вы не ночевали дома, она будет обязана сообщить об этом вашему наставнику. А теперь, когда наш первокурсник окончательно устроился у себя на квартире, давайте посмотрим, как проходит его день. Утренняя служба в часовне начинается в семь, а так как английские студенты не претендуют на ту железнодорожную скорость, с которой совершают свой туалет американские, то «джипу» даётся указание разбудить его в половине седьмого, а то и немного раньше. Перед семичасовой службой колокол сначала медленно бьёт в течение пяти минут, а затем быстро в течение ещё пяти. Наш первокурсник приходит рано, и ему не понадобятся те три или пять минут после того, как прозвонит колокол, которые ещё ждут перед тем, как запереть дверь.

 

 

Уборщица.

Обратите внимание на бутылку в руке, это неспроста. Уборщиц и «джипов» традиционно подозревали в воровстве спиртных напитков у своих господ, и, по-видимому, не без причины.

Гравюра неизвестного автора из книги Ye Booke of Merrye Jestes («Ваша книга весёлых шуток»).

Около 1800 г.

Иллюстрация с сайта Sanders of Oxford

http://www.sandersofoxford.com/images/stock/1069.jpg

 

Хотя часовни разных колледжей значительно отличаются друг от друга размерами и архитектурными достоинствами, их устройство одинаково. Войдя в часовню Тринити, вы оказываетесь в притворе в окружении монументов выдающихся учёных и богословов, среди которых особенно выделяется великолепная статуя Ньютона. Пройдя за дубовую перегородку, вы шагаете по мраморному полу длинного прохода между рядами скамей, предназначенных для «пенсионеров» без различия курса. Стипендиаты, как бакалавры, так и студенты, сидят на местах, расположенных сзади и выше «пенсионеров», а ещё выше, вдоль стен, расположены места титулованных студентов, феллоу-коммонеров и членов колледжа, а также столы декана и прочих должностных лиц. Студентов по мере того, как они входят, отмечают в длинных алфавитных списках булавками два служителя колледжа, которые настолько опытны и искусны в своём деле, что им никогда не приходится спрашивать имя новичка более одного раза.

 

 

Статуя Ньютона в часовне Тринити-колледжа.

Иллюстрация из Википедии

http://en.wikipedia.org/wiki/File:StatueOfIsaacNewton.jpg

 

 

Часовня Тринити-колледжа

Акватинта Дж. Блака (J. Bluck) по рисунку Ф. Маккензи (F. Mackenzie), раскрашенная вручную.

1814 г.

Иллюстрация с сайта Cambridge Book and Print Gallery

http://www.cambridgeprints.com/catalogues/cambridge.htm

 

Именно в часовне новичок обычно начинает составлять себе представление о силах, правящих колледжем, так что это наилучшее место для того, чтобы с ними познакомиться. Руководство колледжа (на университетском сленге «доны») в самых общих чертах можно описать как главу колледжа (Master)* и его членов (Fellows). Глава колледжа – доктор богословия, бывший до этого его членом. Он являет собой верховную власть в его стенах и держится, как некое студенческое божество, на недосягаемом расстоянии, редко показываясь даже в часовне. Помимо своего кругленького жалованья и дома в колледже (известном как «резиденция» (Lodge)), он обладает и многими другими льготами и привилегиями, не последней из которых является право вступать в брак.

 

* глава каждого кембриджского или оксфордского колледжа имеет собственное освящённое традицией наименование. В кембриджском Тринити-колледже и некоторых других колледжах это Master. В остальных это может быть Principal, Warden, President, Provost, Dean, Rector, Regent.

 

 

Доктор богословия в алой мантии.

Раскрашенная вручную гравюра на меди Джона Сэмюэла Эйгара (John Samuel Agar, 1770–1858) по рисунку Томаса Ювинза (Thomas Uwins, 1782–1857) из книги Рудольфа Аккерманна (Rudolph Ackermann, 1764 – 1834)  «История Кембриджского университета».

1815 г.

Иллюстрация с сайта Sanders of Oxford

http://www.sandersofoxford.com/describe?id=23577

 

Членами колледжа, из которых выбираются все остальные должностные лица, ежегодно становятся те четыре-пять бакалавров-стипендиатов (Bachelor Scholars), которые оказываются лучшими на последнем экзамене по классической филологии, математике и метафизике. Экзамен этот весьма суров, и это только последнее из многих испытаний, через которые они проходят, поэтому можно считать, что они и есть наиболее учёные из всех, закончивших колледж. Они имеют солидный доход независимо от того, являются ли резидентами, т.е. проживают при колледже или нет. Если они резиденты, то пользуются дополнительными привилегиями в виде хорошего стола задаром и хорошей квартиры за очень низкую цену. Единственные условия, которые они должны соблюдать, чтобы сохранить своё членство в колледже – это принятие духовного сана по прошествии определённого периода времени и отказ от женитьбы. Некоторые из тех, кто не занимает никакой должности в колледже, занимаются частным репетиторством; другие, у которых есть собственное состояние, предпочитают проводить свою жизнь среди литературного досуга, как в старые времена некоторые из их предшественников, монахов. Восемь старейших членов, являющихся резидентами на данный момент, осуществляют управление колледжем вместе с его главой. Декан председательствует во время службы в часовне и является единственным должностным лицом колледжа, чьё присутствие там обязательно. Он просматривает списки, в которых отмечается посещение, вызывает отсутствующих и выслушивает их объяснения. В большом колледже такая должность не синекура; в Тринити даже были вынуждены разделить её на две и назначить младшего декана. Довольно странно, что отлынивание от посещения часовни настолько распространено, потому что требования в этом отношении очень умеренные. Считается, что студент обязан посетить часовню восемь раз в неделю, два в воскресенье и по одному в каждый из будних дней, причём по будням сам может выбирать, посетить ему службу утром или вечером. Но даже эти необременительные требования соблюдаются не слишком строго. Думаю, что если «пенсионер» посещает часовню шесть раз в неделю, а феллоу-коммонер – четыре, и при этом не замечен ни в чём плохом во всех других отношениях, то декан не побеспокоит его никогда. Это, безусловно, является аргументом в пользу жёсткой дисциплины, потому что здесь мы видим больше недовольства, отлынивания и нежелания подчиняться этим крайне умеренным требованиям, чем со стороны страдальцев из новоанглийского колледжа, которые обязаны посещать часовню шестнадцать раз в неделю, причём семь из них – в крайне неудобные часы. Даже стипендиаты, которым в буквальном смысле платят за посещение часовни – по два шиллинга за каждую службу – далеко не всегда посещают её должное количество раз.

Остальные должностные лица – это вице-глава колледжа (Vice Master), казначей (Bursar) и его помощник, преподаватели (Lecturers) и помощники преподавателей (assistant Lecturers), помощники наставников (assistant Tutors), число которых достигает почти двадцати (некоторые из них, впрочем, не резиденты и появляются только во время экзаменов), четыре капеллана и библиотекарь. Пятеро последних – единственные должностные лица колледжа, которые не являются его членами. Обычно их выбирают из бакалавров-стипендиатов, которым чуть-чуть не удалось получить членство.

Служба в часовне продолжается около получаса. Существует обычай прогуливаться после неё минут пятнадцать по угодьям колледжа, чтобы уборщица успела как следует привести в порядок комнаты, а студент нагулял себе аппетит к завтраку. К восьми он уже сидит перед своим уютно пылающим камином, в котором горит уголь (какой контраст с нашим обжигающим, чадящим антрацитом!), чайник весело кипит, а рядом на миниатюрном столике разложены припасы для завтрака. Это самые простые булочки, масло и чай – прекрасная подготовка к утренним занятиям. Упоминание завтрака не вызывает у кембриджца мыслей о ветчине и бифштексах, а если и напоминает о холодном пироге с дичью и горячих котлетах, то разве что в связи с имеющими время от времени место зваными завтраками, которые из-за позднего часа (их назначают на одиннадцать) скорее напоминают ланч, чем завтрак.

В девять начинаются лекции и продолжаются до двенадцати. Одновременно проходит десять или одиннадцать лекций. Установленная продолжительность лекции равна одному часу. Для первокурсников их две, по классической филологии и по математике, посещение обеих является обязательным. Студенты второго и третьего курсов могут выбирать одну лекцию из трёх или четырёх. Преподаватель, читающий лекцию, стоит, а студенты сидят, даже если их вызывают переводить, как это иногда бывает у первокурсников. Другие курсы на лекциях только слушают. Конспектирование – широко распространённая практика, все необходимые для этого принадлежности приготовлены на столах, но обычно студенты приносят свои собственные записные книжки и ручки.

Раз уж мы упомянули о второ- и третьекурсниках, нужно отметить, что курс обучения рассчитан на три года и ещё одну треть. Студента, закончившего первый год обучения, называют Junior Soph (сокращение от Sophister), ещё через год – Senior Soph* и, наконец, Questionist, хотя более популярны наименования второкурсник, третьекурсник и выпускник.

 

* Junior Soph, Senior Sophбукв. «младший софист», «старший софист»,

 

Как правило, ближе к часу дня студент отправляется к своему частному репетитору (private tutor). Этот джентльмен – в высшей степени важное действующее лицо, и мы отдадим ему должное позднее. Пока же достаточно сказать, что он вовсе не является «аристократическим придатком», как выразился однажды некий мудрый профессор по эту сторону океана, а обычным и практически абсолютно необходимым элементом в жизни любого студента, богатого или бедного. Со своим репетитором, который является либо членом колледжа, либо бакалавром, претендующим на членство, наш первокурсник читает отрывок из какого-нибудь античного автора, который он подготовил, или же ему устраивают нечто вроде экзамена (письменного, как все здешние экзамены) по материалу, который он не готовил заранее. Занятие с репетитором по математике представляет собой нечто вроде неформального экзамена, на котором решаются примеры и т.п.

С двух до четырёх – традиционное время моциона. Считается, да так оно и есть, что два часа сильной физической нагрузки в день – не много для человека, который хочет поддерживать своё тело в хорошей форме. Благодаря распространённому заблуждению  студентов часто изображают в академической шляпе и мантии во время верховой езды, путешествий и т.д. Любой имеющий опыт ношения академического костюма скажет, что быстрая ходьба в нём в ветреный день – дело нелёгкое, а уж езда верхом или гребля вообще почти невозможны. Действительно, увидеть в эти два часа студента в мантии можно так же редко, как в другое время увидеть его без мантии где-нибудь за пределами колледжа. Обычный способ совершения моциона – это ходьба пешком. Местность на мили вокруг совершенно плоская, а дороги очень хороши, и эти два обстоятельства весьма способствуют популярности пеших прогулок. Следующей по популярности после ходьбы является гребля, занятие которой можно назвать отличительной чертой студентов английских университетов. Крикет и прочие игры с мячом широко практикуются в соответствующее время года.

 

 

Студенты Кембриджского университета, играющие в крикет.

Литография Т. Пикена (T. Picken) по рисунку Р.У. Басса (R. W. Buss).

Около 1843 г.

Иллюстрация с сайта Sanders of Oxford

http://www.sandersofoxford.com/describe?id=21564

 

За четверть часа до четырёх часов дня студенты толпами расходятся по своим колледжам и комнатам, чтобы переодеться к обеду. Академическая шляпа и мантия занимают своё обычное место, и холл наполняется толпой голодных студентов, которых, впрочем, не впускают за перегородку до тех пор, пока не соберутся члены колледжа и феллоу-коммонеры. Затем два дона читают молитву по-латыни, после чего начинается уничтожение съестных припасов. Столы, за которыми студенты сидят по курсам, обильно уставлены мясом и овощами, а также пивом и элем ad libitum*. Кроме того, можно заказывать суп, кондитерские изделия и сыр отдельными порциями – так называемыми «сайзингами» (sizing) – за дополнительную плату, так что в целом можно было бы очень недурно поесть, если бы не столпотворение и суматоха, из-за чего обед в холле очень напоминает обеды на наших пароходах. Обслуживание тоже самое примитивное. Но кое-кто из присутствующих устроился получше. На возвышении в одном конце холла члены колледжа, титулованные студенты и феллоу-коммонеры поглощают роскошный обед из трёх перемен блюд, с портвейном и хересом вдобавок к пиву и большим количеством вышколенных и хорошо одетых официантов. Вы видите, что вдоль стены стоят два стола, которые, хотя обслуживаются не с такой тщательностью, как стол членов колледжа, но всё же довольно прилично, к тому же там сервируют две полноценные перемены блюд вместо «сайзингов». За тем, что подальше от двери, сидят молодые люди, с виду от двадцати двух до двадцати шести лет, которые носят чёрные мантии с двумя шнурками, свободно свисающими спереди. Если этот стол выглядит менее величественно, чем соседний стол членов колледжа, зато за ним куда больше веселья и остроумия. Кажется, там то и дело слышны хорошие шутки. Это стол бакалавров, большая часть которых – стипендиаты, готовящиеся к экзамену на членство в колледже, и почти все они занимаются частным репетиторством. Хотя все они уже получили учёную степень бакалавра гуманитарных наук (Bachelor in Arts)**, по отношению к колледжу и университету они остаются in statu pupillari*** до тех пор, пока не станут магистрами. Они официально вносят небольшую сумму за обучение и подпадают под юрисдикцию могущественной персоны – проктора. За тем столом, что ближе к двери, сидят студенты в обычных синих студенческих мантиях, но по лучшему обслуживанию их стола и, возможно, по их несколько важному виду становится ясно, что им тоже есть чем похвастаться. Это – стипендиаты колледжа (Foundation Scholars), из которых впоследствии будут выбирать новых его членов и выберут примерно одного из трёх. Свои стипендии они завоевали на экзамене на втором или третьем курсе, и они дают им право на денежное пособие от колледжа и бесплатное питание (это последнее – за посещение часовни и выполнение определённых обязанностей во время службы), первоочередной выбор комнат и некоторые другие мелкие привилегии, которыми они гордятся и иногда выглядят так, как будто знают, что в этот самый момент какой-нибудь дон говорит случайному гостю за высоким столом: «А вон там у нас сидят стипендиаты – лучшие студенты своего курса».

 

 

* ad libitum (лат.) – свободно, в любых количествах.

** Bachelor in Arts – это выражение традиционно переводится на русский язык как «бакалавр гуманитарных наук». Однако в последующих главах этой книги читателю предстоит узнать, что в Кембридже эта степень присваивалась после… экзамена по математике. Дабы избежать когнитивного диссонанса, необходимо сделать пояснения. В дословном переводе Bachelor in Arts означает «бакалавр искусств». Дело в том, что в средневековье, когда начала складываться западноевропейская система университетского образования, университетский курс был основан на изучении «семи свободных искусств», которые делились на тривий (Trivium) – грамматика, риторика, диалектика, и квадривий (Quadrivium) – музыка, арифметика, геометрия, астрономия. Приступать к изучению квадривия можно было, только изучив тривий. Но почему же всё это называлось «свободными искусствами»? Потому что, во-первых, особой разницы между наукой и искусством тогда не видели, а во-вторых, изучение вышеперечисленных дисциплин ещё со времён античности было принято считать достойным свободного человека, в отличие от физического труда – удела рабов. С тех пор мир изменился, а названия остались. Поэтому традиционный перевод «бакалавр гуманитарных наук», конечно, не совсем точно отражает суть данного явления, но, чтобы не создавать терминологической путаницы, я его придерживаюсь. Читатель же должен иметь в виду, что в рамках данной книги «бакалавр гуманитарных наук» – это степень, которая присваивается успешно окончившим университетский курс.

*** in statu pupillari (лат.) – на положении ученика.

 

 

Холл Тринити-колледжа, Кембридж.

Гравюра на меди С. Спэрроу  (S. Sparrow) по рисунку Дж. Доджсона (G. Dodgson).

1843 г.

Иллюстрация с сайта Sanders of Oxford

http://www.sandersofoxford.com/describe?id=4612

 

Обед в холле длится около трёх четвертей часа. Два стипендиата оканчивают его чтением длинной благодарственной латинской молитвы. Доны за обедом слишком наелись, чтобы читать молитву самостоятельно, – таково, во всяком случае, традиционное шуточное объяснение этого обычая. И то сказать, пару раз, когда исполняющие эту обязанность стипендиаты отсутствовали, мне приходилось слышать, как председательствующая за обедом высокая особа оканчивала его благодарственной молитвой ровно из двух слов: Benedicto bcnedicatur*.

 

* Benedicto benedicatur (лат.) – да будет благословен благословенный.

 

После холла наступает время, полностью и безраздельно посвящённое отдыху, потому что в Англии практикуется мудрый обычай не предпринимать ничего, требующего серьёзных физических или умственных усилий, после сытного обеда. Одни прогуливаются по угодьям колледжа, если погода хорошая, другие отправляются в читальный зал Дискуссионного клуба (Union Society)* просматривать газеты и журналы, многие собираются на винных вечеринках, чтобы поболтать за скромным десертом из апельсинов, печенья и пирожных и несколькими стаканами не слишком хорошего вина. Такие винные вечеринки являются наиболее распространённым видом развлечений, одновременно и самым дешёвым, и самым удобным, потому что требуют очень небольших приготовлений, которые не помешают занятиям даже самых прилежных студентов, и происходят в то время, когда никто даже не делает вид, что занят работой.

 

* Дискуссионный клуб (Cambridge Union Society или просто the Union) – самое крупное студенческое объединение Кембриджского университета, основанное в 1815 г. Как явствует из названия, основное направление его деятельности – ведение дискуссий и дебатов. Клуб существует поныне.

 

В шесть часов вечера опять звонит колокол на службу в часовне. На сей раз посещаемость лучше, чем утром. Вечером по субботам, по воскресеньям и в дни святых студенты являются в стихарях вместо мантий и выглядят в них очень примерно и невинно. Нужно признать, что в часовне они ведут себя очень дисциплинированно и прилично, учитывая большие возможности для разговоров украдкой, которое предоставляет им коленопреклонение в толпе. После службы всерьёз начинаются вечерние занятия. Большая часть кембриджцев занимается допоздна, так что, если предположить, что один из них сел заниматься в семь, то он не закончит раньше половины двенадцатого, то есть прозанимается более четырёх часов подряд, прерываясь только на чашку чаю, которая иногда, но не часто, сопровождается куском хлеба с маслом. Одна плотная еда в день является правилом. Даже когда их приглашают куда-нибудь на ужин, что с прилежным студентом случается примерно раз в триместр, а с буяном дважды в неделю, они едят очень умеренно, хотя иной раз этому сопутствуют неумеренные возлияния. Некоторые студенты ходят к своим репетиторам по вечерам; частенько они собираются по двое или трое в комнатах друг у друга по очереди, чтобы вместе читать какого-нибудь античного автора или обсуждать какие-нибудь вопросы – очень дружеский способ получения знаний.

 

 

Служба в часовне кембриджского Тринити-колледжа воскресным вечером (1842 г.).

Литография Р.У. Басса (R.W. Buss).

1843 г.

Иллюстрация с сайта Sanders of Oxford

http://www.sandersofoxford.com/describe?id=21571

 

Таков день прилежного студента; что же касается того, как проводит своё время студент-буян, то пока я говорить об этом не буду. Он является отклонением от нормы, и не стоит сейчас рассматривать его занятия.

 

 

Предыдущая

 

Следующая

 

 

 

 

Hosted by uCoz